Самодеятельные группы и «неформальные» объединения

К объединению в самодеятельные, изолированные от взрослых группы ребят подталкивают не только отмеченные противоречия и естественные стимулы, но и застойные явления в общественной жизни. Коварную роль в становлении части молодых людей сыграл дефицит правды, элементы общественного лицемерия, формализм и заорганизованность в жизни общественных детских и молодежных организаций.

С явлениями бездуховности, потребительства, мещанства и обывательщины школьники сталкиваются и в своих семьях. Утрата интереса к общественной жизни, потеря уважения к оказавшимся ложными авторитетам, неудовлетворенность положением дел в школе и общественных официальных детских и молодежных организациях привела часть подростков и молодежи сначала просто к отчуждению от семьи и школы, а затем и к объединению в группы на основе тех стимулов, идеалов, целей, которые почитались ими за истинные и оценивались как престижные. Среди них наиболее распространенными являются: самореализация, получение удовлетворения от свободного, неконтролируемого общения и от разнообразной (особенно творческой) деятельности; самоутверждение путем проявления самодеятельности и самоуправления; желание принять участие в решении социальных проблем на основе собственного их понимания и самодеятель ности; стремление к эстетическому самопроявлению на основе своих представлений об идеале человеческой красоты и красоты поведения; получение доступного эстетического и эмоционально-физиологического удовлетворения средствами стандартизированной, «культурно массовой» продукции; защищенность, самозащита в своей молодежной среде; реализация индивидуалистических, эгоистических потребностей и интересов; совершение правонарушений и асоциальных действий (хулиганство, употребление алкоголя и наркотиков).

Подростки, юноши и девушки хотят самостоятельности, самоуважения и уважения их личности окружающими людьми. Они стремятся реализовать свою жизнь посредством творчества в ярких, романтических формах. Они стихийно протестуют против формализма и скуки в школе и общественных организациях, против застойных и негативных явлений в общественной жизни. Они бунтуют против серой обыденности и мещанских традиций в семье.

Их привлекает наполненная событиями жизнь. Цели, стимулы, содержание, формы самодеятельных самоуправляющихся объединений и групп, за исключением асоциальных, являются нормальным способом заполнения вакуума, замены формально-значимых, утративших привлекательность и ценность школьных целей и форм личностно-значимыми, обусловленными уровнем их понимания жизни и общего культурного развития.

Самодеятельные самоуправляющиеся объединения существуют в форме сравнительно небольших контактных групп, основанных на личном знакомстве, приятельских или дружеских отношениях. Нередко они объединяются для проведения общих мероприятий, совместных действий, ритуалов, массовых актов и зрелищ. Так, «фанаты» объединяются на стадионах под флагом спортивного общества «Спартак»; «металлисты» образуют из своих контактных групп целые формирования; приверженцы авторской песни многочисленными группами съезжаются для ее исполнения и слушания.

В момент скопления возникает феномен массовой психологии, поведения толпы, которая отличается от законов поведения индивида. Собрания, в зависимости от их цели, содержания, организации, могут протекать спокойно или проходить бурно, неуправляемо.

Всплески эмоций могут захлестывать сознание, приводить в действие инстинктивные механизмы поведения толпы. Так ведут себя, например, любители «тяжелого рока», которые под воздействием опустошающих и оглушающих ритмических звуков и бессмысленных фраз впадают в психическое состояние массового внушения, психоза, транса.