Самодеятельные группы и «неформальные» объединения

В малых контактных группах стихийно складывается паритетная, демократическая организационная структура, появляются лидеры, ведущие и ведомые (талантливые исполнители песни, умеющие играть на гитаре; обладатели модных дисков, записей, кассет). Практически каждый имеет равные возможности, может рассчитывай. на внимание к себе группы, может стать лидером. Эта ситуация психологически привлекает многих ребят, особенно активных, не имеющих, в связи с малой подвижностью структуры школьного самоуправления, никаких шансов занять там лидирующее положение. В группах, не обладающих хотя бы в малой степени социально значительными целями и ориентирами, устанавливается авторитарное управление. Ребята, попадающие в систему зависимостей, получающие вместо свободы урок духовного и физического закабаления, втайне мечтают вырваться из нее и из страха за свою безопасность нередко обрекаются на мучительные моральные страдания. Такие группы перестают быть самодеятельными и самоуправляющимися, все более и более уподобляясь шайке с ее асоциальной организацией и законами поведения.

Педагогическим и социально психологическим законом является положение: чем менее социально-значимые, безнравственные или правонарушительские цели стоят перед группой, тем более она утрачивает характер самодеятельного и самоунравляюшего объединения, ее члены утрачивают свободу и независимость, ради которых они в нее вступили, тем жестче становится в ней структура зависимости и режим, тем труднее подростку или юноше выйти из нее.

Диагностика состояния самодеятельных объединений может быть осуществлена в нескольких направлениях и аспектах. Социологические исследования дают представление о том, в каких регионах и насколько это движение распространено; какова тенденция его развития и социальная направленность; мотивы участия в нем ребят. Задача философии в обобщении фактов, объяснении сущности общественного явления, его социально-политической, нравственной, правовой, эстетической оценке. Какие социальные противоречия способствовали образованию самодеятельных объединений; каков уровень духовности в них; состояние идеалов молодых людей, их ценностных ориентаций, какие именно идеалы и почему утратили для них свой ценностный смысл, насколько новые идеалы и ориентации превосходят, противоречат или ниже по своей социальной значимости прежних.

Психологические исследования дают возможность более глубоко понять мотивы и стимулы деятельности молодежных объединений, механизмы психологического действия личности в группе и законы группового поведения. Психологи раскрывают картину группового сознания и конформного мышления; уровень самосознания и характер Я — концепции, образа своего «Я», представлений о самом себе; они помогают понять, в каких групповых ситуациях подросток или юноша испытывает состояние комфорта, удовлетворения, эмоциональной и психологической раскрепощенности, а в каких — состояние тревожности, неуверенности, страха, закрепощенности; они объясняют, как в сознании ребенка возникает состояние отчужденности от школы и семьи или как в нем уживается одновременно привязанность и к самодеятельной группе. Педагогика изучает содержание жизни самодеятельных объединений и групп, оценивает его воспитательную направленность, ценность форм и методов деятельности, взаимодействия. Она исследует и педагогически обосновывает систему форм, методов, способов переключения деятельности самодеятельных молодежных групп на более ценное социальное содержание, на установление живых и тесных контактов между молодежными общественными организациями с социальным статусом и самодеятельными группами. Немаловажное значение имеет и медицинский аспект изучения ССО в разработке средств и способов борьбы с порочными увлечениями.