Сущность и основные компоненты педагогического искусства

Третий компонент — этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми. В лекции, посвященной сущности учебно-воспитательного процесса, рассмотрены общепедагогические принципы — закономерности обучения и воспитания детей. Они могут быть реализованы в практике педагогических отношений только личностью учителя — педагога через посредство ею этико-эстетических качеств. Поэтому общечеловеческие нормальные свойства личности педагога необходимо дополнить, расширить, возвысить до уровня требований педагогической, воспитательной этики.

К числу нравственно-эстетических принципов искусства организации педагогических взаимоотношений воспитателей и детей относится прежде всего целеустремленность и перспективность.

В гуманном демократическом обществе целеустремленность личности является качеством нравственным, общественно и личностнозначимым. Для педагога это означает необходимость не только хорошего знания воспитательных целей, но и практического воспитания целеустремленности в каждом ребенке.

Важным принципом воспитательской этики и педагогического искусства является принципиальность и справедливость в отношениях с детьми. Педагог может находиться в товарищеских, дружеских отношениях с учащимися, но их основой может быть только кодекс педагогической чести, неуклонное исполнение этических норм. Принципиальный педагог не позволит снизить требовательность к себе и своим воспитанникам в работе, в поведении, в нравственных отношениях. Ему чуждо руководствоваться иными, чем интересы дела и истины, соображениями в разборе ребячьих конфликтов, быть снисходительным к антиобщественным поступкам. Строгое следование этико-эстетическим принципам рождает у ребят отношение к воспитателю как человеку честному, открытому, справедливому, которому можно довериться и вместе идти по жизни.

Видное место среди этико-эстетических принципов искусства отношений с детьми занимает идея сочетания требовательности, уважительности и доброжелательности. В практике работы воспитатели, исповедующие педагогический авторитаризм, трактуют требовательность как отчужденность от детей, как надоедливые указания и жесткий контроль. Такой подход приводит к подавлению личности детей, сдерживанию их инициативы, к безразличию, пассивности, сопротивлению воспитанию. Нравственные принципы требовательности и уважения становятся элементами педагогического искусства воспитателя в отношениях с детьми, когда проявляются как требовательная поддержка ребенка на пути к цели, как помощь в самоопределении, когда уважение — не заигрывание, а возвышение в ребенке чувства человеческого достоинства, когда доброжелательность — не вседозволенность, а осуждение зла, призыв к борьбе с безнравственностью, утверждение обновления человека и общества.

Завоевание у детей авторитета, их доверия диктует необходимость строго придерживаться таких принципов педагогического искусства, как доверие в отношениях, решительность и определенность в поступках. Нерешительность, неопределенность педагога в доверии к детям разрушает в их сознании представление о нем как настоящем человеке, убивает в них внутренние стимулы к доверительным отношениям. Педагог не может воспитывать, влиять своею личностью на личность воспитанника без риска искреннего и полного доверия. Вместе с тем возможны случаи, когда ребята не оправдывают его. Но и сам конфликт неоправдания доверия несет в себе немалую педагогическую нагрузку, поскольку педагог и коллектив, как правило, дают решительную осуждающую оценку вероломству, предательству, побуждают детей к самоосуждению, к оправданию доверия в будущем. Однако, если дети имеют право на ошибку, даже на сознательное вероломство в отношениях с педагогом, то воспитатель лишен возможности неоправдания доверия детей. Кризис доверия педагогу со стороны детей — это, за редким исключением, необратимый кризис педагогических отношений, лишающий его возможности осуществлять воспитательные функции.