Сущность и сферы проявления педагогического мастерства

Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основными путями, каждым из которых в совершенстве владеет педагог-мастер. Главный путь воздействия — аргументированное убеждение, прямое и непосредственное обращение педагога к сознанию ребенка в целях формирования его мировоззрения, направленности личности и корректирования поведения. Мастерство убеждения основывается на вере в ребенка, его способности к размышлению, анализу и оценке своего поведения, страданиям совести и продуманным волевым действиям. Мастерство педагоги чес кого воздействия убеждением направлено на формирование в сознании ребенка убежденности в правде, истинности излагаемого учителем, на возбуждение стремления ребенка действовать в соответствии с принятыми взглядами. Другой, вспомогательный путь — воздействие развитием интереса, увлечением, обращением к непосредственному чувству ребенка, возбуждением интереса с целью вовлечения в деятельность, стимулирования активности. Психологической основой для мастерского воздействия в этом случае является эмоциональность ребенка, его стремление к удовлетворению потребностей и удовольствию. Третий, также вспомогательный путь — требование, проявление целенаправленной и педагогически обоснованной воли педагога. Мастерство воздействия требованием предполагает оказание ребенку помощи в преодолении внутренних и внешних трудностей, препятствий, в выработке воли, черт мужественного характера, самостоятельности и ответственности, инициативы и исполнительности. Педагог мастер овладевает тонким искусством такого предъявления требований, которое не встречает со стороны детей протеста и сопротивления.

Каждый из названных трех путей воздействия имеет множество нюансов и разновидностей способов и приемов, о которых шла речь в главе «Методы воспитания». Например, приемом мастерства убеждения является педагогическое увещевание — опосредованное, косвенное обращение к сознанию ребенка в целях изменения образа мыслей, мотивов повеления путем воздействия на чувство совести, возбуждения чувств ответственности, вины, жалости, отвращения, достоинства, чести. Или прием педагогического наставления — доброжелательный, заинтересованный рассказ детям о жизненном опыте, нравственных правилах, мудрых советах, жизненных наблюдениях, помогающих в затруднительных для них положениях, ситуациях, случаях. Или педагогическое поучение — монологическое, типа проповеди, изложение детям системы нравственных идей, направляющих поведение и деятельность в определенное русло. Или педагогическое привлечение — воздействие на насущные потребности детей в пище, одежде, красоте, материальных и духовных ценностях в целях побуждения их к жизненно необходимым делам, поступкам Названные технические способы и приемы мастерства воздействия убеждением дают возможность понять всю многогранность мастерства педагога, недопустимость однообразия и формализации приемов стимулирования или торможения детской деятельности и повеления.

Овладение педагогической культурой, искусством применения методов, форм воспитания, умением мастерского воздействия на детей в самых разнообразных жизненных случаях и ситуациях требует от педагога развития в себе способности быстрого, глубокого и точного анализа возникшей ситуации. Воздействие становится эффективным, когда осуществляется с учетом сложившейся обстановки, обстоятельств и адекватно этим обстоятельствам. Важно также учитывать собственное психическое состояние, состояние детей, уметь выразить разнообразные чувства: радость, гнев, удивление, возмущение, осуждение, восхищение, восторг, а также проявить подлинную широту и гибкость мышления Ребята всегда достаточно точно прогнозируют, как поведет себя педагог в той или иной ситуации, как он будет действовать и какими средствами воздействовать. Поэтому для успеха любого начинания педагог-мастер проявляет находчивость, творчество, неожиданность и парадоксальность решений и действий. В арсенале педагога-мастера не только умелое сочетание убеждения с требованием, привлечения с наставлением, но и острое слово, ирония и сарказм, юмор и сатира. Он знает, что нередко короткий общий смех над плохим поступком ученика действует гораздо более сильно и полезно для всех, чем многочисленные поучения, наставления и наказания.

Если педагогу мастеру неясна ситуация, а ее первичный анализ не привел к точному выбору средств воздействия, он предпочитает «не заметить» проступка или показывает, что его обсуждение откладывается. Опытный воспитатель никогда не сосредоточивает слишком много внимания на конфликтах и ссорах, драках и детективных расследованиях, не принимает решений сгоряча и не наказывает под горячую руку. Завоевывая доверие детей, он умеет вести доверительные беседы, привлекает их к оценке собственного поведении и, что особенно важно, умеет хранить детские тайны, оправдывать их самое высокое доверие. Когда педагог в человеческих отношениях может стоять вровень с детьми, с их миропониманием и чувствованием и, вместе с тем, умеет педагогически осмысливать, быть постоянно выше этого мира, тогда он правильно выбирает метод, способ воздействия и добивается наибольшего жизненного и педагогическою эффекта.

Таким образом, педагогическое искусство есть важная область педагогической науки, аккумулирующая энергию самой педагогики и смежных с нею наук о ребенке. Педагогическая культура и мастерство есть та область практической деятельности, ради которой и существует педагогика, в которой накопленная научная энергия получает эффективную, полезную для воспитания подрастающего поколения разрядку.