Педагогическое общение

Объем понятия культуры общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде усвоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации. Культура общения складывается и совершенствуется как органически взаимосвязанная культура воспитанников и педагогов.

Основой всякого общения является содержание деятельности и взаимодействия, а педагогического общения — содержание учебно воспитательного процесса. В него входят разнообразные виды общественно ценной и личностно значимой деятельности, которые определяют направленность личности, интерес ребенка к общественной и личной жизни, к окружающим людям и самому себе, формируют мышление, характер и тип общения. Такими видами, прежде всего, являются учебная, трудовая производительная и иная общественно полезная и общественно организационная деятельность. Это сфера прямого и непосредственного приобщения ребенка к общественной жизни. В процессе интенсивных организованных педагогических отношений, деятельности, общения мышление приобретает гибкость, постоянную готовность к активной творческой деятельности, к анализу, обобщению, способность к нестандартным решениям.

Другая группа видов деятельности, требующая и создающая своеобразный, отличный от делового, тип общении, связана с сферой свободного времени, обеспечивает свободное, самодеятельное самовыражение детской личности. К этой группе относятся: техническое и художественное творчество, разнообразные физкультурно-спортивные занятия, взаимодействия в неформальных группах, коллекционирование и иные увлечения. Общение детей между собой и со взрослыми в этих сферах деятельности носит непринужденный, свободный, раскованный характер. Ребенок чувствует себя раскрепощенным и выступает как самоуправляемая, непосредственно проявляющаяся, адекватная самой себе личность. В процессе духовно-деятельностного общения в этих видах деятельности дети стремятся одновременно к самоуправлению, самовыражению и нравственному самоутверждению. В этой деятельности и отношениях наиболее ярко проявляются и укрепляются интересы, наклонности, зарождающиеся способности ребят.

Еще одна группа видов деятельности относится в основном к интимной сфере человеческой жизни, которая придает общению эмоционально-доверительный характер. Речь идет о деятельности и общении, порождаемых дружбой, заинтересованным, бескорыстным взаимодействием; любовью, симпатией, эмпатией; родственными отношениями, включающими обмен внутрисемейной, клановой информацией, взаимопомощь, родственно-коллективное мнение и кодекс поведения. В этой сфере общения формируются наиболее тонкие и сложные движения души, человеческого нравственно-эстетического отношения к жизни, что делает ее предметом особого, деликатного педагогического внимания. Многие современные дети испытывают острый дефицит родственной любви, заботы, доверительности, что способствует очерствлению их души, проникновению в нее безнравственности, цинизма, равнодушия, отчуждению от культуры, накоплению опыта правонарушения.

Было бы ошибкой обойти вниманием такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творчески поисковая работа. Ребенок способен разнообразно проявляться вовне, вступать в многообразное общение и отношения. Но усваивает он, превращает в свойства, качества, убеждения собственной личности только то, что проходит через его личный опыт, пропускается сквозь сито сознания, чувств, осмысливается и перерабатывается во внутреннем диалоге. Наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок способен совершать творческий поиск, личное переоткрытие мира, познание законов его развития и эстетических свойств, формирование мировоззрения: идеалов, взглядов, убеждений.

Воспитательно-психологически внутренняя духовная деятельность необходима для ребенка как труд души, как нескончаемый диалог с совестью, формирующий нравственную сущность личности, самостоятельность, ответственность, ее свободную нравственную волю. Внутренняя духовная работа детской души педагогически направляема и управляема через внешние виды деятельности. Внутренний духовный диалог может заглохнуть, совесть — умолкнуть под влиянием асоциального окружения и разлагающего воздействия среды. Но питаемый общественными идеалами, достижениями духовной культуры, нравственной ответственностью перед людьми и самим собой, ребенок будет полнокровным, способным к самоанализу, самооценке, самостимулированию.