Единство воспитания и жизни

Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определеннмм образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.

Воспитание и производительные силы. Воспитание функционирует в системе других общественных явлений. Необходимость подготовки производительных сил общества есть коренная общественная потребность, основа возникновения, существования и развития воспитания как общественного явления. Поэтому и основой содержания воспитания как общественного явления всегда было освоение производственного опыта и навыков к труду. Научная педагогика устанавливает связь воспитания, обучения с производительным трудом и политехническим образованием, обеспечивающими общеобразовательную подготовку производительных сил общества. Таким образом, основная функция воспитания как общественного явления — в обслуживании подготовки производи тельных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений.

Воспитание и экономический базис. Определенный уровень развития производительных сил приводит к установлению соответствующих отношений собственности и производственных отношений экономического базиса. Характер этих отношений обусловливает подготовку производительных сил, характер воспитания: его направленность, содержание, формы, методы Для гуманистической, демократической педагогики целью становится сам человек, его всестороннее и гармоничное развитие на основе единства природных даровании и требований развивающейся общественной жизни. в том числе производства. Это предельно расширяет функции и содержание воспитания, делает многообразными его формы и методы.

Взаимосвязь и взаимозависимость между производственными и воспитательными отношениями очень сложна и противоречива. В истории общества воспитанию отводилась роль всемогущего средства формирования личности, а бывало, что и вовсе сбрасывалось со счетов как средство, не способное сколько-нибудь существенно повлиять на человеческую природу. В действительности же роль и место воспитания в общественной жизни зависит от состояния самого общества и прежде всего отношений собственности и производственных отношений в нем. Характер, содержание, формы и методы воспитания в основных чертах всегда определяются характером производственных отношений. Воспитание не способно само по себе коренным образом изменить, преобразовать человека и общество. В условиях же гуманного, демократического общества производственные и все другие общественные отношения способствуют духовно ценностному наполнению и всемерному развитию общественных функций воспитания. И тогда воспитание, формируя не только производительную силу, а и разносторонне развитого человека, оказывает влияние и на характер производственных отношений, способствует их совершенствованию. Возникает тесное диалектическое взаимовлияние: отношения собственности, производственные отношения, определяя характер воспитания, расширяют и обогащают его функции, а оно, в свою очередь, делает производственные и собственнические отношения более совершенными, успевающими изменяться и прогрессировать вслед за развитием производительных сил.