Единство воспитания и жизни

Воспитание и язык. Трудно назвать два других общественных явления, которые играли бы столь великую роль в жизни общества, имели бы столь много общего и вместе с тем различного, специфическою, чем воспитание и язык. Оба явления обеспечивают исторический процесс и само существование общественной жизни, оба представляют собою вечные категории, возникая и исчезая только вместе с изменением и развитием общества, оставаясь неизменными в своих главных функциях, таких, как быть средством общения между людьми и средством обеспечения социальной преемственности поколений. Воспитание и язык своими специфическими средствами способствуют осуществлению общения и подготовки подрастающих поколений к жизни. Именно в этом обнаруживается прежде всего органическая взаимосвязь, единство и переплетение языка и воспитания: язык в значительной мере обеспечивает педагогический процесс, овладение детьми опытом человечества, воспитание, в свою очередь, обеспечивает преемственность языка, процесс овладении им и совершенствования человека в его применении. Язык, возникший в совместной деятельности людей но удовлетворению их потребностей, закрепляя в системе звуковых и словарно-грамматичсских средств результаты работы мышления, обеспечивая общение в процессе и взаимопонимании жизни и производства. одновременно обеспечивает и воспитание.

Воспитание по своему назначению обеспечивает постоянную смену поколении, преемственность между ними путем передачи опыта общественной жизни через организацию деятельности и общения детей. Язык занимает но отношению к воспитанию ведущее место. Он выступает и в качестве хранителя общественного опыта, различного рода информации, и в качестве главного орудия передачи этой информации ог одного поколения к другому. Конкретно педагогических и методических функций языка несколько.

Важнейшими среди них являются:

язык как средство педагогического общения;

язык как средство педагогического процесса познания и развития;

язык как средство педагогического выражения и самовыражения, педагогической организации, воздействия и взаимодействия;

язык — поступок и средство изучения детей.

Воспитание и формы общественного сознания. Сущность и характер их взаимодействия определяют формы общественного сознания, которые являют собой духовную питательную среду воспитания. Подрастающие поколения застают в обществе определенные производственные отношения и надстройку. Индивидуальное сознание детей формируется в рамках существующих форм общественного сознания.

Важнейшая форма общественного сознания — идеология. Идеология представляет собой конкретно исторически обусловленную совокупность, систему идеи, взглядов, теорий, объясняющих картину и явления мира. Она включает в себя философские, нравственные, политические, экономические, правовые, эстетические идеи. Идеологическое образование предполагает овладение ребенком системой ключевых, ведущих, системообразующих идей о законах развития природы и общества, знание различных идеологических направлений и способность критического отношения к ним.